Нет назначенных категорий

Обращение от 10 марта 2021 года

Обращение межрегиональной общественной организации (МОО) «Архивный дозор» к народу и Президенту Российской Федерации в День архивов России 10 марта 2021 года

В День архивов России от лица нашей организации, «Архивный дозор», мы поздравляем всех архивистов нашей страны с праздником. Мы работаем в ситуации, когда то, что происходит в архивах, неизвестно 99% россиян, но архивы хранят информацию о каждом, вне зависимости от того, знает об этом человек или нет. Роль архивов может быть значительно увеличена и переосмыслена, и основные причины почему этого не происходит — не только материальные, а психологические. Наша организация изложила их в 30 тезисах ниже.

Ι ОТСУТСТВИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АРХИВНОЙ ПОЛИТИКИ

1. Уважительное отношение к предкам заложено в Основных положения Конституции нашей страны, однако сегодня адекватная стране политика использования Архивного фонда РФ— отсутствует.

2. Архивный фонд РФ хранится в учреждениях различных форм подчинения, это не только федеральные, региональные, муниципальные, ведомственные, академические архивы, но и музеи, библиотеки, ЗАГСы, заводы и даже … семинарии (в Екатеринбургской семинарии, например, хранится фонд из 410 уникальных метрических книг).

3. Согласно положения о Федеральном архивном агентстве, выработка государственной политики по использованию всей этой совокупности документов, называемых Архивным фондом РФ, лежит на Федеральной архивном агентстве Росархив.

4. Сегодня Росархив с выработкой такой политики не справляется. Вместо этого взят курс на бесконтрольную коммерциализации архивной сферы, её интеллектуальное отставание, региональное дробление и деградацию.

II ОПАСНОСТЬ БЕСКОНТРОЛЬНОЙ КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ АРХИВОВ.

5. Для России с её расстояниями, важнейшими являются простые и недорогие условия передачи оцифрованой архивной информации между архивами и пользователями, трансфер знаний.

6. Проведенная при прямом участии Росархива поправка 2017 года в Федеральный закон № 125 «Об архивном деле» запретила бесплатное копирование архивных документов своими силами (на мобильный телефон, планшет, фотоаппарат и т.д) в архивах, поставив россиян в худшее положение, по сравнению с пользователями архивов других стран G-20, чем нанесла громадный урон развитию российской исторической науки. Сегодня любой трансфер цифровых копий архивных документов от архива к пользователю, «мяса и топлива» исторических, родословных исследований, возможен только платно.

7. Закрыв для российских исследователей возможность бесплатного копирования архивных документов своими силами, подчеркнём, возможность, которая есть в большинстве архивов стран с лидирующим научным потенциалом, Росархив полностью устранился от отрицательных последствий своих действий : бесконтрольного роста цен в региональных архивах.

Справка “Архивного дозора”: цена за фотографию одного листа самого востребованного вида архивных документов : конца XIX – начала XX века: Государственный архив Калужской области (ГАКО) - 126 руб за кадр, после жалобы в УФАС цена снижена до 51 руб. ГА Тверской области - 138 рублей за кадр. Архив Института истории Российской Академии Наук. - 200 руб. за кадр (!) Для сравнения — Государственный архив Алтайского края — 8 рублей за лист ( т. е. максимум 16 рублей за кадр), разница в 5-6, а в некоторых случаях в 10(!) раз.

8. Бесконечные узаконенные поборы — сегодняшняя реальность российских архивов. Используются многочисленные уловки, выдуманные услуги, например:

  • «предоставление документа для копирования», 75 рублей за одну страницу (!)

архивного дела (ГА Астраханской области)

  • «запись на диск» (ГА Астраханской, Нижегородской обл. и другие)
  • «оплата степени риска (вероятность нанесения ущерба при копировании

документа — 345 руб (ГА Астраханской области) »

  • внесение документов в разряд особо ценных, копировать которые (естественно, по

завышенным ценам) имеет право только сам архив приводит к монопольно высоким ценам на копирование: ЦА Нижегородской обл. 158 руб., ГА Ульяновской области — 150 руб.

9. Современное развитие сканирующей техники, выделенные на оцифровку бюджетные средства часто доступны лишь на 4-5 компьютерах в небольших, доступных строго по записи, читальных залах архивов и только там. Создаваемые АИС — (автоматизированные информационные системы), без сомнения являются шагом вперёд, но они быстро устаревают, и, формально существуя в некоторых архивах, на деле — работают с большими перебоями (система АИС Государственного архива Воронежской области, система «Архивы Урала», АИС Российского государственного архива экономики (РГАЭ).

  • Справка «Архивного дозора». Центральный архив Нижегородской области -

себестоимость цены разворота архивного документа при сканировании -5-7 рублей,в то же время эти же копии продаются гражданам за 77-94 рублей (Прейскурант платных услуг ЦАНО 25.1, 25.2, 25.3), заметно дороже себестоимости. Представленные на экране компьютера документы нельзя фотографировать с экрана в ГА Тверской, Свердловской, Республики Хакассия.

10. Для ряда архивных руководителей вопрос развития удалённого доступа вообще не очевиден. Например, руководитель Архивной службы Нижегородской области Борис Моисеевич Пудалов отвечая на замечания МОО «Архивный дозор», написал: «Документы региональных и федеральных архивов оцифровываются 'не для размещения в сети Интернет в интересах коммерческой генеалоагии (орфография оригинала сохранена).

11. Отсканировать архивный источник и годами держать его лишь на компьютерах в читальном зале, продавая пользователям втридорога оцифрованные образы - метод действия не только Б.М.Пудалова, но и многих архивных руководителей, которые занимают свои посты десятки лет.

12 Нормальной стала «философия потогонки», нормальным стало то, что архив не просвещает,не популяризирует, а бесконечно зарабатывает, причём часто делает это хамски, варварски. Научный и общественный потенциал архивов деградировал и не используется. Полностью разрушена сеть региональных реставрационных мастерских. Архивный фонд России стремительно ветшает.

13 Ряд архивистов прекрасно понимают мину, которая заложена под российской архивистикой уже сейчас, печальные последствия таких действий — и начинают действовать. Лучшие образцы научной жизни в архивистике происходят в регионах, а не в центре страны. Например, Государственный архив Тульской отменил наценку за копирование в зависимости от времени создания документа, для того, чтобы спасти наиболее древние документы от излишней работы с оригиналами, после отмены наценки цены снизились в 2-3 раза.

III ЧТО НЕ ТАК С ЭЛЕКТРОННЫМ ЧИТАЛЬНЫМ ЗАЛОМ?

14. Руководитель Росархива А.Н. Артизов уже несколько лет обещает россиянам о Электронный читальный зал Федеральных архивов (ЭЧЗ ФА). Вот-вот, сейчас, сейчас ЭЧЗ ФА появится и всё будет хорошо, проблема только в Министерстве юстиции, Министерстве цифрового развития — в ком угодно, но не в Росархиве.

15. При этом Счётная палата Российской Федерации в своём Отчёте, утверждённом 20 марта 2019 года отметило, что выделенные Росархиву финансовые средства в рамках ФЦП «Культура России» «не улучшила архивного дела в России».

16. В «Ведомственной программе цифровой трансформации Федерального архивного агентства» (приказ № 187 от 18 декабря 2020 года) изложены неплохие перспективы развития сферы, однако средства на программу не выделены Министерством финансов.

17. «Ведомственная программа цифровой трансформации» - несбыточная мечта в силу отсутствия финансирования, и в Росархиве это знают, через 3 года будет обвинено Министерство финансов. При этом даже эта программа цифровой трансформации затригивает только федеральные архивы, полностью игнорируя вопрос государственной архивной политики, развития региональных, ведомственных архивов, вопросы межархивного взаимодействия.

IV 2020 - ГОД БЕЗ АРХИВОВ

18. Последствия этого стали особенно заметны во времена пандемия COVID-19, вместе с героическими инициативами архивов Челябинской, Тульской, Ярославской, Костромской областей и других, новаторством архивов Санкт-Петербурга и Москвы, в целом, проводимый Росархивом курс на коммерциализацию архивной сферы привел к тому, что Россия на год осталась без архивов, за редким исключением руководство архивов считало, что это нормально — в 2021 году уметь работать только из читального зала и отвечая на социально-правовые запросы. Их сложно обвинять — другим формам взаимодействия с россиянами они не обучены.

19 До сих пор не работают архивы Белгородской, Тамбовской, Ивановской областей, Краснодарского края, Адыгеи, Бурятии, читальный зал ГА Орловской области обслуживает 8 человек в день, что, по сути, ничто, другие — близкое к этому количество. Как уже писалось, эти архивы ранее получали большие бюджетные средства на оцифровку: цифровой фонд ГА Орловской области, ЦА Нижегородской области и других — тысячи и тысячи террабайтов исторических документов, оцифрованных на бюджетные деньги. В год, сложный для страны, эти документы не были доступны россиянам, не работали. Руководители архивов ждали возвращения «нормальной жизни» для продолжения нехитрой практики продажи оцифрованных образов россиянам втридорога.

V ПЛАТНОЕ КОПИРОВАНИЕ ВРЕДИТ УВЕКОВЕЧЕНИЮ

20. Проблема платного копирования пробралась и в священную для каждого россиянина тему : Великой Отечественной войны, так как в федеральных архивах самостоятельное копирование платное, то и в ведомственных архивах, которые не подчиняются Росархиву, оно или отсутствует или платно, например, самостоятельное копирование документов в Центральном архиве Министерства обороны (ЦАМО РФ) — 74 рубля за кадр, что кстати в 3 раза выше, чем в федеральных архивах.

21. В архивах системы ФСБ самостоятельное копирование даже разрешённых для копирования документов запрещено, по причине того, что если в архивах ФСБ РФ это делать бесплатно, это выбивается из общего ряда (Росархив, Министерство обороны), а платные услуги архивные подразделения ФСБ оказывать не могут.

  • Справка «Архивного дозора» самостоятельное копирование документов в

Бундесархиве — основном месте хранения документов по истории Вермахта — полностью бесплатное.

22 Да, в России реализованы огромные базы «Память народа», «ОБД-Мемориал», «Подвиг народа», это проекты Мининстерства Обороны, находящиеся срели лучших мировых интернет-баз, однако это «уравновешивается» сегодня отсутствием связи по электронной почте с ЦАМО РФ, отсутствие возможности быстро и недорого получить копии, отсутствии возможности у ЦАМО РФ осуществлять тематические запросы.. Оцифрованные базы — это прекрасно, но это всего лишь 1-2 % архивного наследия памяти Великой Отечественной войны.

23 Тысячи пользователей, вынуждены посещать читальный зал, снова и снова поднимать рассыпающиеся оригиналы документов вместо того, чтобы оплатить несколько тысяч страниц нужных им архивных документов и работать с ними дома.

VI ПРОБЛЕМЫ ДОСТУПА.

24 Федеральное архивное законодательство предусматривает возможность ограничения доступа к архивным документам, если речь идет о защите конфиденциальных сведений или о защите государственной тайны. Доступ к сведениям о личной и семейной тайне гражданина, его частной жизни и т.д. ограничивается на срок 75 лет со дня создания документов с этими сведениями. Однако проблемы с доступом к определенным категориям архивных документов возникают даже тогда, когда по закону ограничений на доступ нет.

25.В ЦАМО имеет место несоблюдение снятия 75-летнего ограничительного срока в части доступа к несекретным учётно-послужным карточкам (УПК) и личным делам офицеров периода ВОВ, а именно требование доверенностей и/или документов, подтверждающих родство даже для документов старше 75 лет. Не доступны и ряд других документов.

26 Это несоблюдение обосновывается защитой авторитета Красной армии, дабы избежать «очернения её образа», при этом для доступа закрыты документы, которые крайне важны для поисковой работы, факт наличия «компрометирующих средств» определяется «на глазок» и в целом вопреки законодательству РФ, каждым хранителем фондов отдельно, исходя из их субъективных представлений.

27. В законодательстве есть требования, которые позволяют архивам некоторых госорганов, предприятий, учебных заведений подтвердить статус наследника по закону исключительно нотариальными свидетельствами о праве на наследство, игнорируя документы, подтверждающие родство. Затребуется документ, который отсутствиет у абсолютного большинства граждан (о какое документа о праве на наследство может быть речь, если мы говорим об умершей в далёком 1974 году родственнике?) Это требование принципиально невыполнимо.

VI МЫ НЕ ЗНАЕМ ТОГО, ЧТО В НАШИХ АРХИВАХ.

28. То, что отделяет архив от хранилища документов называется научно-справочным аппаратом (НСА). Все федеральные и региональные архивы должны разместить в своих читальных залах и на Интернет-сайтах состав научно-справочного аппарата (НСА) архива. В этом составе должны быть перечислены не только справочники, но и картотеки, каталоги, указатели, тематические перечни документов, базы данных и другие справочно-поисковые средства, разработанные в архиве. На деле этого не происходит, даже когда такие справочники и базы в архивах есть. Уже сегодня архивные учреждения могут сэкономить часы, десятки, сотни часов времени пользователей.

29 В системе архивов ФСБ и МВД, вообще все описи архивов являются секретными. Да, часть материалов архивов ФСБ являются секретными и имеют секретные описи, но россияне вообще не знают, что хранится в архивах ФСБ начиная со времён гражданской войны. Сегодня целые блоки истории советской милиции оказываются просто выкинутыми на свалку. Архивы МВД неизвестны широкому исследователю, в печь, в макулатуру отправляются целые пласты российской криминалистики, МВД сегодня не популялиризирует тот огромный интереснейший пласт, который есть в его архивах (и ещё не уничтожен), не изучается опыт архивов NYPD — полицейского департамента Нью-Йорка, других мировых мегаполисов, которые делают выставки и обнародования документов полиции настояшим культурным событием!

VII ОСТАНОВИТЬ УНИЧТОЖЕНИЕ АРХИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ!

Сейчас, в 2021 году — по всей России узаконено уничтожение архивных документов которым 70-100 лет, наиболее яркий пример: массовое уничтожение ЗАГСами вторых экземпляров актовых книг 1918-1923 годов (!) после сверки и передачи в госархивы первых экземпляров, по которым истек 100-летний срок хранения. Сложно представить, но сегодня в России легально уничтожение тысяч и тысяч оригинальных документов столетней давности. Напоминаем, что ещё 30-40 лет назад в СССР массово уничтожались вторые экземпляры метрических книг XIX — начала XX веков, которые сейчас считаются ценнейшим источником! Это постоянная практика, личные дела, содержащие документы 70-100 летней давности уничтожаются в фондах Отделов социального обеспечения, ПФР, РЖД и многих, многих других организаций. Теряется уникальная личная, историческая информация. Уничтожение документов, которым около 100 лет — аморально! ВЫВОДЫ: ДЛЯ СОБЛЮДЕНИЯ ДУХА ОСНОВНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ КОНСТИТУЦИИ «АРХИВНЫЙ ДОЗОР» СЧИТАЕТ НЕОБХОДИМЫМ:

  • Инициировавть на базе Общественной палаты Российской Федерации, других

общественных объединений широкую межведоственную дискуссию о формировании Архивной политики Российской Федерации, соответствующей духу Основных положений Конституции РФ.

  • Отменить платность самостоятельного копирования в архивах РФ, как

противоречущую по сути основным положениям Конституции РФ и ставящую граждан России и российский научный мир в заведомо более невыгодные условия по сравнению с другими странами.

  • Установить верхние пороговые значения тарифов на виды архивных услуг.
  • Признать свободный трансфер цифровых копий российских архивных документов

безусловным благом и условием, для развития потенциала российской исторической науки, развития патриотизма.

  • Обсудить со специалистами Министерства обороны Российской Федерации

возможность создания дата-центров для быстрого и недорого изготовления и получения копий открытых документов 1941-1945 годов за умеренную плату.

  • Безусловно запретить массовые «пакетные» уничтожения для всех видов архивных

документов, созданных до 1945 года, или включающие в свой состав документы до 1945 года. Безусловно остановить уничтожение вторых экземпляров актовых книг 1918-1923 годов.

  • Обратить внимание на проблему стремительного ветшания российского архивного

фонда, развития сети реставрационных мастерских, подготовку специалистов.

  • Начать обсуждение со специалистами ФСБ РФ обнародования части описей архивов

системы ФСБ, открытых для исследования.

  • С целью повышения имиджа российской правоохранительной системы начать

популяризацую архивной системы и архивов МВД РФ, обсудить возможность обнародования НСА архивов МВД РФ за 1920-1940 годы (открытые фонды).